Свобода действий и контроль как основа для темных паттернов
Третий принцип Нильсена: свобода действий и контроль.
Юзеры часто совершают действия по ошибке. Им нужна возможность быстро и просто исправить свою ошибку или поменять свое решение.
Возможность ошибаться и не нести никакой урон от этих ошибок—важная часть пользовательского опыта, она дает юзеру ощущение контроля над ситуацией.
Примеры UI-элементов, которые помогают юзеру отменить ошибку:
- Кнопка Back для возврата на предыдущий экран
- Cancel для отмены и прерывания процесса, в котором он оказался
- Close для закрытия экрана
- Undo — прямая отмена действия, которое совершил юзер (например, возможность откатиться на несколько шагов назад в Figma или Google Docs, кнопка удаления товара из корзины в магазине)
Именно по этому принципу в каждом браузере есть кнопка Back, в гайдлайнах iOS подробно рассказано что эта кнопка должна всегда находиться в левом верхнем углу экрана, а Android вообще выносит кнопку Back за пределы приложения, как часть единой навигации в Android.
Как обычно, один из темных паттернов основывается отзеркаливании этого принципа
Свобода действий и контроль → ограничение свободы и контроля: загон юзера в процесс, из которого нельзя уйти или точка выхода спрятана.
Вот как эволюционировал экран подписки на iCloud
Тут целый список уловок
- Кнопки покупки и отмены переместились под палец юзера
- Текст поменялся и действие “Купить” поменялось на ”Увеличить объем”, а явная “Отмена” правратилась в “Не сейчас”—что как будто по-умолчанию предполагает покупку в будущем.
- Изначально равноценные по виду кнопки стали сильно различаться. Покупка выделена цветом и областью нажатия является вся кнопка, тогда как отмена это лишь текстовый лейбл шириной в слово “Later”, в который трудно попасть пальцем.
Несмотря на это, экран подписки iCloud является не сильно агрессивным, потому что при работе с подписками в темных паттернах ушли намного дальше.
Приложение Александра Горного “Мо”
Тут уже кнопка выхода ушла совсем на второй план (правый верхний угол). Поначалу кажется, что единственный способ уйти с экрана—это подписаться.
Опять-таки, в случае “Мо”, все сделано более-менее честно, если сравнивать с теми кто опускается на уровень ниже и делает так, что кнопки Close изначально вообще нет на экране, она появляется только спустя несколько секунд.
И как обычно, первое место в этом темном паттерне у мобильных игр.
Моя любимая City Takeover живет за счет рекламы. (реально любимая, отличная стратегия на мобилах, очень рекомендую iOS/Android)
- Вначале экран при завершении уровня выглядит просто: есть только одна кнопка Continue (1 скриншот).
- Но чем больше уровней вы проходите, тем чаще эта кнопка подменяется на ‘Claim Coins’, по нажатию на которую начинается просмотр рекламы (2 скриншот).
- И лишь спустя несколько секунд появляется реальная кнопка Continue, которая называется ‘No Thanks’
- Причем в этот трюк еще вшита мини-игра: на прогресс-баре бегает стрелка, а нажатие на кнопку просмотра рекламы останавливает ее и вы получаете множительна на выигранные монеты.
Как видите, опять 50 оттенков темного—от довольно невинного подталкивания юзера к нужному действия, до явных манипуляций и мискликов.
Где грань дозволенного—открытый вопрос, который я хочу осветить после того, как разберу оставшиеся принципы темных паттернов.