10 типов темных паттернов по Бринулу
Гарри Бринул (дизайнер, который придумал термин dark patterns) довольно давно сделал сайт darkpatterns.org, где в специальном разделе категоризовал темные паттерны.
На эту тему есть хорошая статья на uxdesign.cc, вольный перевод которой я сделал.
Изначально UX-дизайн был создан чтобы улучшить опыт использования продуктом или сервисом. Но что произойдет, если использовать эти знания во зло? Когда вы делаете UX, который заставляет юзера сделать нужные вам действия—вы становитесь на путь темных паттернов.
Определение от Гарри Бринула, который придумла этот термин:
Интерфейс, который был создан чтобы заставить юзера совершить определоенное действие по ошибке. Но это не ошибка интерфейса, это намеренно спроектированный сценарий, с учетом психологии поведения человека. И в этом сценарии интерес юзера не стоит на первом месте.
Темные паттерны заставляют юзера сделать действие, которое нужно бизнесу, а не юзеру.
1. Заманить и подменить (Bait and Switch)
Вы хотели совершить одно действие, но вместо него происходит другое, нежелательное.
Например, бесплатный доступ к приложению, который затем оказывается триальным периодом на день, после чего с вас списывают сумму подписки за год вперед.
2. Замаскированная реклама
Реклама, которая выдает себя за часть контента или навигацию, чтобы на нее кликнули.
Сюда попадают как примеры рекламы в поисковой выдаче Google и Яндекс, так и откровенно фэйковые элементы интерфейса, которые вы можете увидеть на сайтах-файлообменниках.
3. Отвлечение внимания
Дизайн, направленный на то чтобы сфокусировать ваше внимание на одном объекте, отвлекая внимание от другого.
Хороший пример с Two Dots, когда за привычным элементом интерфейса вдруг начинает следовать не ожидаемое действие, а что-то нужное бизнесу.
4. Спам друзьям
Продукт спрашивает доступ к email / социальной сети / списку контактов под предлогом желаемого результата (найти друзей), но затем спамит ваши контакты сообщением, которое исходит как будто от вас.
5. Скрытые расходы
Вы добрались до последнего шага оформления заказа, и только там обнаруживаете не озвученные заранее наценки: плата за доставку, сервисный сбор, налоги и тд.
6. Вопрос с подвохом
Вы отвечаете на вопрос, который с первого взгляда спрашивает одно, но при подробном прочтении оказывается что вас спрашивают совершенно про другое.
7. Пробуждение чувства вины (Confirmshaming)
Заставить юзера чувствовать себя виноватым за то, что он отказывается от предложенного варианта. Обычно используеся копирайтинг, чтобы пристыдитьюзера за то, что он не выбрал нужный бизнесу вариант.
8. Ловушка для тараканов (Roach Motel)
Дизайн, который даем легко попасть в определенную ситуацию, но затем затрудняет выход из нее (например, подписка Яндекс Go).
9. Страх упущенной возможности (FOMO)
Ввести юзера в заблуждение, что товар или услуга пользуется повышенным спросом, тем самым подталкивая к поспешному решению о покупке. Юзер думает, что если не примет решение сейчас, то упустит товар/услугу.
Вспоминается пример из e-commerce и booking.
10. Тайком попасть в корзину
Вы пытаетесь купить что-то, но на пути к оплате у вас в корзине появляется нежеланный товар или услуга. Обычно через уловку с тем, что на предыдущем шаге по-умолчанию был выбран этот товар/услуга и вам нужно было отказаться от него в явном виде.
Свежий пример из Delivery Club.